«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.
Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.
А радость обязательно вызовет интерес к учению».
В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. Сегодня английский язык выходит на первое место по международной значимости, он стал основным средством международного общения и общечеловеческого единения. Эффективность учебного процесса зависит от множества факторов. Одним из важных факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка, является мотивация учащихся. В арсенале современного преподавателя имеется достаточно средств для формирования высокой мотивированности к изучению предмета. Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха. Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности. В силу того, что предмет «иностранный язык» является одним из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Больше внимания стараюсь уделять нетрадиционным формам урока (урок –диалог, урок – соревнование, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки – игры) и обучения (интегрированные занятия, проектные занятия). На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую современные педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые и информационные технологии.
Информационные технологии.
Для более качественного обучения и поддержания стабильного интереса к предмету, на мой взгляд, является современный оборудованный компьютерный кабинет, который соответствует требованиям времени и современных учащихся. Я уверен, что использование интерактивной доски повышает уровень преподавания на несколько ступенек вверх. К этой мысли меня привел небольшой, но ценный опыт использования этого чудного устройства.
Систематически при организации успеха на уроке информатики на английском языке использую электронные учебники, обучающую программу с игровыми элементами «Way Ahead», электронное пособие «Занимательный английский», «Funny English», базу электронных дидактических материалов (презентации, флипчарты). Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков для работы в классе.
Благодаря разнообразию материалов, которые я использую на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Использование на уроке интернет - ресурсов помогает решать ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети: страноведческий материал, онлайн словари; совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению информатики на английском языке. При работе учащихся с персональным компьютером применяются следующие виды работ:
аудирование диалога, текстовой информации;
упражнения на овладение лексикой и грамотой;
упражнения в виде кроссвордов, в виде игры на составление предложений, работа с Интернет – ресурсами, выполнение Онлайн тестов, перевод слов с использованием Онлайн переводчиков, создание тематических презентаций, направленных на изучение страноведческих и грамматических навыков;
проведение тестирования с использованием программы «My test».
Периодическое использование персональных компьютеров, Интернет – ресурсов, интерактивной доски, т.е. информационных технологий вызывает огромный интерес у детей, повышает их познавательную активность и усиливает мотивацию в изучении иностранного языка.
Игровые технологии
Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.
На уроках регулярно применяю следующие виды игр:
грамматические (построение вопросительных предложений, например, Is it a…?, Where is…?, Who is …?, etc.),
лексические (намеренные ошибки в употреблении слов, домино),
фонетические (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.),
орфографические (шифровки, ребусы и т.п.),
аудитивные (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования),
речевые (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.),которые способствуют формированию речевых навыков.
В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а для успеха не важен наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.